четверг, 28 марта 2013 г.

Обучение наших детей

   За окном такая погода, что казалось бы - сиди дома, пиши статьи аж до "нехочу". А вот как-то не пишется...
   Совсем забрасывать бложек свой тоже не хочется. Решила выложить статью, которую я ранее писала для другого хорошего блога, он сейчас не доступен читателям. Так что читайте тут:
      Я долго собиралась с мыслями, что бы написать этот пост.   Хочется, чтобы и полезно, и интересно, и лаконично.
   Тема: обучение наших детей.
    У меня за плечами более 5 лет репетиторства с детьми и взрослыми. В далеком детстве я мечтала быть учителем и моя мечта исполнилась.  Я с удовольствием преподаю. И мне не столь важно, что преподавать: английский, украинский язык, всемирную историю, основы макияжа или прически, уроки женственности, техники мотивации или достижения целей или что-то еще. А что же важно спросите вы?
    Важно то, как я это делаю и для кого. Ведь, согласитесь, можно быть виртуозом своего дела, «шедевральным» мастером, но свой талант другому не подаришь, свой ум не вложишь в голову, нужно уметь именно научить другого человека. Родители в первую очередь являются учителями для своих детей. Так как же успешно обучать своих детей? Сегодня я хочу поделиться со всеми своими секретами.

  1. Обучение не есть сама цель.
Как часто мы об этом забываем. Бессмысленна цель научить ребенка читать. Я не знаю ни одного человека, который не умеет читать, но знаю сотни тех, кто не читает. Совсем. Почему?  Потому что перед ними поставили неправильную цель.
  1. Оценивание не есть цель обучения.
Не оценивайте своих детей. Ты глуп, ты умен, ты ленив, ты хуже Пети, ты лучше Васи. Для детей постарше часто начинается гонка за оценками. Оценки не являются показателем знаний, и уж ни как не являются плодами обучения.                                                             
  1. Не превращайте обучение в наказание.
      «Пока не сделаешь уроки – никаких мультиков.» «Если будешь плохо себя вести – будешь все лето заниматься с репетиторами, а в лагерь не поедешь.» «Никакой улицы, пока не выучишь таблицу умножения!» Знакомы эти фразы? Сделав обучение наказанием, вы непременно вырастите недалекого человека.
  1. Обучение – это процесс. Обучение нужно для чего-то большего. Ставьте цель. Ставьте глобальную цель. Цель должна быть у обучающего и обучающегося. Чтобы найти цель задавайте вопрос: зачем?
Научить Льва читать. Зачем? Чтобы он мог сам себе читать книжечки. Зачем? Чтобы у меня было свободное время. Зачем? Чтобы я могла работать над статьями. Значит, мне нужно не просто научить его читать, а показать Льву, что чтение – это интересное развлечение для него, когда он сам. Так я могу найти увлекательный подход к обучению, заинтересовать его. Как репетитор я всегда учила детей пользоваться большими словарями, чтобы они сами могли разбираться в незнакомых словах. Ведь моя цель была не просто « перевести и выучить то, что в учебнике написано».
  1. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными.
Не сравнивайте с другими детьми и с собой. Если сегодня Ваш ребенок сделал на один шаг больше, чем вчера – это уже успех!
  1. Никогда не проверяйте ребенка.
Особенно это касается школьников. «Дай я проверю домашнее задание». Как бы вы себя чувствовали, если бы у вас на работе за спиной постоянно сидел контролер. Вам нравится, когда вас проверяют? Лучше сказать: ты уже выполнил задание? Здорово, дай-ка я посмотрю. Мне кажется, пятая задача была сложной…
  1. Не исправляйте сами их ошибки.
Дайте ребенку возможность самому исправить ошибку, помогите ему самому ее и найти. Например : «Во втором упражнении ты допустил ошибку. Сможешь найти и исправить сам?» Если ребенок ее не находит: «Посмотри внимательно, как ты написал слово « уважение».  Вместо буквы «а» у тебя какая буква? Ага, буква « е» . Нужно исправить.» Хорошо вместе посмеяться над ошибкой, только не над ребенком, а над ошибкой. Пусть шутит и смеется сам ребенок.
  1. Сделайте самостоятельную работу – привилегией.
Вспомните, как малыши все хотят сами: сами надеть ботинок, сами дверь открыть, сами ложкой кушать. Мотивируйте ребенка делать что-то самостоятельно. Бросайте детям вызов, устраивайте соревнования: кто быстрее мама посуду помоет или сын десять примеров решит?
  1. Хвалите и награждайте.
Мы все любим похвалы и награды. Дети нуждаются в этом. Даже за небольшие успехи. Важно: пусть это будут нематериальные поощрения. Например: звезды из картона на холодильник. Раз в месяц меняйте звезды на ценные награды. Например: за 5 звезд – поход в кино, за 10 – новая игрушка, за 25 – велосипед. Список наград объявляйте в начале месяца, придумывайте его вместе с ребенком. Так вы еще научите ребенка экономически мыслить, копить звезды, планировать, как их получить.
  1. Искренне радуйтесь и будьте личным примером!
Только так вы по-настоящему вдохновите ребенка учиться.

9 комментариев:

  1. А блог доступен,только сменил адресс))

    ОтветитьУдалить
  2. А блог доступен,только сменил адресс))

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за хорошие, дельные советы. Наилучше воспринимается, когла деляться собственным опытом

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо. Все правильно и действенно. Мотивировать детей на учебу крайне важно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, и важно, чтоб у них была большая цель, ведь обучение - это только инструмент, а не сама цель! Спасибо за ваш отзыв!

      Удалить
    2. да, вы правы. мотивация нужна. так у детей появляется стимул! спасибо за статью!

      Удалить
    3. Кстати, взрослым тоже часто нужна мотивация и стимул! Спасибо за теплый отзыв!

      Удалить
  5. У нас мотивация это новая игрушка, которую он сам себе заказывает в http://www.kinderly.ru , отличная мотивация!

    ОтветитьУдалить

Буду рада Вашим комментариям.