суббота, 14 июля 2012 г.

Профессия: сменить нельзя остаться... Как выбрать профессию. И немного о предназначении.

Для моих подруг блого-мам  
и для всех, кто ищет  свое призвание.

     Хорошо, когда ты знаешь, кто ты есть и в чем твое предназначение. Хорошо, когда ты любишь то, кем ты есть.
   Хорошо быть цветком. Ты просто цветок. Ты даришь красоту миру. Ты радуешь, кормишь, можешь быть чьим-то домом, можешь вызывать восхищение или даже аллергию. Но ты всегда цветок. Ты никогда не думаешь о том, чтобы стать кем-то другим. Пчелой, например... А пчела никогда не хочет не быть пчелой... Пчела трудиться изо дня в день на благо своей пчелиной семьи. Собирает нектар, делает мед, строит соты. В этом ее миссия - быть пчелой. И от этого ей хорошо. 
   У людей же все не так просто. Или, мы сами придумали, что все не так просто. Давайте попробуем разобраться вместе.

      В обществе человек играет все больше и больше ролей. С каждым днем появляются новые профессии. С каждым днем все новым и новым поколениям задается животрепещущий вопрос: "Кем ты хочешь быть? Кем ты хочешь стать?" 

    Одного маленького мальчика спросили: 
-Кем ты хочешь быть?
- Тем, кто я есть, маленьким мальчиком- ответил мальчик.
- А когда вырастешь, кем ты станешь?
- А разве я не могу быть самим собой, когда вырасту? - удивленно спросил мальчик.

    С детства нам всячески дают понять, чтобы выжить, чтобы иметь уважение, признание и даже любовь, нам нужно кем-то быть. Чаще всего, это относиться к выбору профессии. Уклад общества, мировоззрение нашей семьи и наше детское восприятие формирует наши " профессиональные вкусы". Вспомните, в Советском Союзе дети мечтали стать космонавтами, летчиками, учительницами и балеринами. А сегодня дети хотят быть директорами, начальниками, бизнесменами. Почему? Потому, что они считывают тонкие "фразы между строк". Это модно, это престижно, это обеспечит хорошее существование.

Папа спрашивает Вовочку:
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
- Придурком.
- Как, почему? - спрашивает изумленный отец.
- Ну, ты же сам все время говоришь: "посмотри какая крутая машина у этого придурка" - отвечает сын.

     К сожалению, мы поколение новомодных профессий. Бухгалтер, экономист, финансист, юрист и, конечно же, менеджер. Очень многие родители авторитетно выбирают высшее учебное заведение и специальность для своих детей. Зачастую в этом выборе не учитывается характер, наклонности, интересы и таланты самого ребенка.  Важна перспектива, престижность... Родители "заботливо" отправляют детей учиться на престижную специальность. Им вовсе "не жаль" средств ( очень часто они в жизни становятся весомым аргументом: " мы тебя  выучили, на трех работах корячились, а ты ..."), им вовсе не жаль пять лет жизни своих детей, потраченных на обучение, им не жаль серые годы прожитые детьми на нелюбимой работе...  Будучи взрослыми людьми дети таких родителей эмоционально "в долгу" перед ними - вот и выплачивают этот долг, занимаясь нелюбимым делом.
      Похожая ситуация, когда средств на образование нет, и ребенок идет учиться туда " где есть бюджетные места". Печально, что государство вынужденно оплачивать обучение человека, который никогда не будет заниматься этой профессией. Электротехники, наладчики приборов, экологи, педагоги, которые потом работают консультантами-продавцами в магазинах, стоят на рынках, работают официантами. Стыдно должно быть не работать на непрестижной работе. Стыдно учиться столько времени, потратив его в пустую, потратив труд других людей. Я очень уважаю официантов. Без них мой отдых был бы неполноценным. Представьте элитный ресторан без официанта. Если человек внимателен, вежлив, быстро обслуживает - я всегда оставляю хорошие чаевые. Просто, зачем нужен диплом психолога, если лучше, быстрее и проще закончить курсы для официантов. Кроме того, эта должность сегодня более прибыльна, чем, например, должность психолога в школе. 

Я не бомж, я менеджер по сдаче бутылок. 
Вакансия: менеджер по сбыту беляшно-чебуречной продукции.

    И третий вариант - когда ребенок не хочет учится вовсе. Тут важно понять причину. Может он еще не определился с жизненными приоритетами, не знает чему посвятить себя. Пусть тогда отложит обучение на год. Попробует поработать, поэкспериментирует. Так сделала я. Год без обучения спас меня от потери пяти лет. Работая, я поняла чему хочу научится, выбрала специальность интересную для меня и близкую мне по духу.
   
 Но печально, если ребенок не имеет уважения к обучению, не верит в успех и возможности. Очень часто сами родители навязывают такую точку зрения своим детям. Как? Рассказами о бесполезности их собственного образования, высказываниями о том, что все куплено, что без денег нигде не пробьешься, что все учителя глупцы, что в нашей стране нет хорошего образования и всякое подобное. Также повлиять может то, что ребенок наблюдает, как его родители работают на нелюбимой работе, занимаются нелюбимым делом. И не желая такого для себя, бунтует против самого корня зла ( по его мнению) против высшего образования.
    А ведь высшее образование - необычайно ценно само по себе. Оно выстраивает иную систему мышления. Расширяет кругозор, усиливает способность к логическому мышлению, осознанию, учит пользоваться большими объемами информации. Как говорил мой преподаватель: я не могу вас научить всему, я всего не знаю, но могу подсказать, в какой книге почитать". Это важно объяснить своему ребенку и самому себе. 
    Высшее образование, каким бы оно ни было, уже само по себе большой плюс.
   Сложность выбора еще и в том, что нас пугает то, что это " решение на всю жизнь". Давайте подумаем...
   А что если это не так. Что если мы вольны менять свою профессию как и когда захотим? Что если профессия - это вообще не цель. Что если есть что-то важнее профессии. Что-то большее, что поможет нам определиться. Это что-то - это наше призвание.

     Пчела призвана быть пчелой. Цветок - цветком. Человека же Бог наградил высшим даром -  возможностью самому выбрать свое призвание.
    Дальше я приведу упражнения для тех, кто хочет определиться, чем же ему заниматься в жизни. Кем быть, чтобы получать от этого радость и удовольствие. Найти свое призвание и исходя из него выбрать свою профессию.  
     Для начала необходимо настроиться. Прочитайте упражнение или попросите кого-то прочитать его, чтобы вам было легче выполнять эту небольшую, но такую важную медитацию.
       Закройте глаза. Представьте себя на берегу океана. Вы просто сидите и смотрите на волны. Они подкатывают к вашим ногам и убегают обратно. Мягкая белая пена приносит с собой кусочки ракушек и песок. Океан с величавой мощью поет вам свою песню. Он поет ее для вас. Вы смотрите на себя словно со стороны. И вот вы стоите, вдруг вы понимаете, что вы уже не мужчина или женщина, не девушка или парень - вы почтенный старичок или старушка. Ветер бережно гладит ваши седые волосы. Посмотрите на себя. Какой была ваша жизнь? Какие яркие воспоминания наполняют ваше сердце? Кто стоит рядом с вами: может это супруг или супруга, ваши дети, внуки? Вы знаете, что вы прожили полную, счастливую жизнь. Что делало вас счастливым все эти годы? Кем вы себя ощущаете: душой кампании или одиноким исследователем, простым рабочим или отставным генералом? Чему больше приходилось трудиться: вашим рукам, мозгу или фантазии?  Какой вклад вы сделали в мир. Может вы кого-то обучали, что-то создали, изобрели, построили? Может вы выращивали пищу или создавали одежду для других людей? Дарили им эмоции или помогали унять боль и страх. Вы ощущаете свою значимость, ценность и мудрость. Вы делаете вдох-выдох, вдох-выдох. Запомните ваши мысли,чувства и ощущения.  Вы открываете глаза. Вы здесь и сейчас. 
      Упражнение2. 
     Возьмите ручку или карандаш и чистый лист бумаги. Начертите четыре колонки. В первой запишите все профессии, которые вам нравятся. Не важно престижные ли они, приносят ли большой доход и подходят ли они вам. Во второй строке напишите, что именно вас привлекает в этой профессии.


    Таким образом, вы узнаете, на что в профессии вы обращаете внимание. Так для меня важно:  
- помогать другим ( как врач, учитель, переводчик, психолог),
- творческий подход ( режиссер, актриса, вокалистка)
- признание
- руководящая должность
- хорошее владение телом и т.д.

     Теперь подумайте, что вам нравится делать. Возьмите ручку в левую руку ( если вы левша, то в правую, очень важно именно вручную написать), напишите новый список профессий, исходя из того, что вы любите делать: в третьей колонке действие, в четвертой - профессия
- рисовать - художник,
- читать - литературный критик,
- водить машину - водитель,
- разговаривать - лектор, переводчик, диктор
- работать на земле - садовник, фермер
   Расширяйте ваш список, по мере поступления новых мыслей. Фокусируетесь больше на том что вам нравится делать.  Проанализируйте ваши списки - отличаются ли первая и четвертая колонки?
   Помните, работа - это более-менее постоянный процесс. То, что вам приходиться делать изо дня в день. Вам должен нравиться сам процесс. Например, учителю должно нравиться объяснять материал ( иногда и по 10 раз за урок), журналисту нужно любить писать статьи, собирать и обрабатывать материал. Иначе работа не будет приносить удовольствие на постоянной основе. 
    Упражнение 3.
   Что я умею и как от этого получить доход? Пишите, что вы умеете и как на этом можно заработать деньги. Это могут быть ваши любые способности.

    
   Имея хотя бы несколько навыков, вы всегда сможете обеспечить себе существование. Возможно, вы можете усовершенствовать свои навыки и знания, и таким образом получить более высокий доход. Помните, что цениться уникальность и профессионализм. Именно чтобы стать профи нужно обучаться и практиковаться.   
      Теперь соедините воедино ваши интересы, любимые процессы и навыки:

Помогать людям, творчество, детки, семья + читать, обучатся, беседовать + я умею убеждать людей, я умею делиться своими знаниями, я умею писать статьи, находить решения, умею фокусироваться на позитивном = (кем я могу быть и хочу быть) семейный психолог или коуч.

      Теперь у меня в планах стать сертифицированным коучем. Пройти курс академической психологии.
       Также я хочу признания и мне нравиться быть руководителем. Значит хорошей целью для меня будет открыть свой центр или школу, где будут консультировать родителей и детей, семейные пары. Я обучу своих сотрудников ( я люблю обучать) и буду руководить проектами. Я знаю английский, значит будет здорово найти партнеров в США или Европе. Обмениваться опытом и в будущем создать международные центры. Одним из направлений центра будет помощь детям и взрослым в определении своего призвания и выборе профессии.

    Думаю, выполнив эти несложные упражнение вы многое о себе узнаете , проясните ваши интересы, потребности и стремления. Только изучение себя, работа с собой даст вам понять, чего вы хотите, от чего будете получать удовольствие.

      Делайте то, что любите, делайте это превосходно, делайте это ради удовольствия, и вам обязательно заплатят.
      
     Работа занимает минимум треть нашего дня, быть не счастливым на треть - значит не быть счастливым вовсе.


     Цветок - это цветок. Он не знает красив он или нет. Растет ли он в положенном месте или нет. Его не волнует, как он выглядит со стороны и что о нем думают. Цветок может быть только цветком. Вам же дана свобода выбора. Только сделав свой выбор, не сделайте себя рабом этого выбора. Оставайтесь свободными и легкими. Будьте тем, кто вы есть, делайте то, что вам нравится делать, и счастье станет вашим компаньоном, а достаток - вашим верным спутником.


6 комментариев:

  1. Ого, сильно! В тебе действительно живет коуч!)

    Мне оч.нравится моя работа бухгалтера, но она так специфична, что прийдется урезать время у семьи. Что уже проверено опытом и 11-летним стажем.

    И я даже уже знаю, чем хочу заниматься, но мне так хочется успеть больше!))) Изучаю тайм-менеджмент, делаю вывода, пробую.

    Тебе, Оля, преогромное спасибо за эту статью. Я когда делала первое упражнение "на берегу океана", чувства оч светлые, оч все живо представлялось. Значит я на правильном пути)

    У счастливых людей по другому и не бывает). Только может на секунду обернулась - сомнение? - и побежала дальше. Ага, я люблю быстро ходить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нужно в себе культивировать убеждение " Мне хватает времени на то, что мне нужно" ! Кроме того есть хобби - им можно всей семьей заниматься - это и дело для души и общение с любимыми= 2 в 1
      Медитативные упражнения избавляют от напряжения и суеты. Ведь можно быстро ходить ( как все японцы, кстати) или суетиться - а суета - пагубная привычка.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга.Я уже определилась, чем мне заниматься в жизни. Поэтому, медитацию отложила, проделаю потом, когда уединюсь. Очень всё позитивно и правильно у Вас. Своей дочери я позволила идти учиться туда, куда она самолично захотела и одобрила её выбор, хотя мне он и не очень. Но это её жизнь и пусть проживёт её без сожалений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена, нужно иметь смелость и большую любовь, что бы дать детям возможность самим сделать свой выбор. Но это правильно, ведь это их жизнь и принадлежит она только им!

      Удалить
  3. Оля, только прочитала статью, не проделывала ещё упражнения, но эмоции просто переполняют! Оля, ты - просто талант! Прекрасно выложен материал, читается на одном дыхании, а как вдохновляет!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я пока писала статью, тоже очень вдохновилась :) Я давненько думала, что-то написать в этой теме, но как-то "не писалась", а потом почитала твой пост и статья сама " родилась" :) дозрела, так сказать

      Удалить

Буду рада Вашим комментариям.