воскресенье, 18 марта 2012 г.

Совместный сон - комфорт для всех?

Мама, мамочка, милая мамочка,
Я боюсь просыпаться один,
Когда ночь смотрит в окна холодные,
Когда падает тень от гардин,
Когда, кажется, все словно ожило
Этот шорох - что это за звук? - 
Мне к тебе да поближе прижаться бы,
Ощутить все тепло твоих рук,
И с тобой я засну сладко-сладенько -
Ты же лучше всех мягких пеленок - 
Стану смелым и сильным потом я,
А пока я всего лишь ребенок! 
Ольга Тесленкова

         Я выбрала совместный сон с ребенком еще за долго до его рождения. Обсудила это с любимым. Простыми словами постаралась передать все свои чувства и ощущения, объяснить, почему я хочу, что бы наш малыш спал с нами, а не отдельно. Это маленькое чудо 9 месяцев росло внутри меня. Мне было так радостно ощущать его толкание ножками, ручками, а иногда даже попой или головой. Я радовалась даже икоте - ведь там была новая жизнь. И когда он родится, мне хотелось разделить с ним его сладкие сны, вдыхать запах его волосиков, гладить маленькую спинку, целовать носик, пока он спит. Мой муж поддержал меня.
        Конечно это решение подарило нам не только приятные эмоциональные моменты, но и позволило мне не вставать для ночных кормлений. Малыш всегда был рядышком, стоило ему ( даже не просыпаясь) забеспокоится и начать сновать ротиком туда-суда в поисках еды - я просыпалась и кормила сыночка. Поначалу и я? и муж спали очень чутко, ведь малыш был совсем маленький, для нас это было ново. Со временем, наши ритмы все больше и больше подстраивались друг под друга, мы стали хорошо чувствовать друг друга - и сейчас нам очень комфортно спать всем вместе. Мужа совместный сон избавил от пробуждений по ночам от детского плача. А сынулю - от необходимости плакать и ожидать, когда же мама его услышит и спасет. Ведь когда ребенок просыпается один, а вокруг темно и никого нет - (в первобытном обществе, это бы означало верную смерть от холода, голода или диких животных), думаю, инстинкт самосохранения заставляет ребенка кричать изо всех сил - что бы его нашли и спасли.
            Совместный сон, как и другие манипуляции с младенцем ( например, купание) требуют определенной подготовки. Подготовить следует большую кровать ( у нас 160*200, купили мы ортопедический матрас , саму кровать не покупали, в целях экономии приобрели только ламелевый каркас), удобные х\б простыни ( лучше на резинке, для фиксации), белье менять раз в три дня ( да это хлопотно, но зато, чисто, как в 5* отелях). Одеяло нужно выбирать легкое по весу и по термическим свойствам - ведь втроем вы будете греть друг дружку. Думаю не лишним напомнить, что одеяло должно быть широким. Воздух в комнате - влажный и прохладный, чтобы меньше потеть. Никому, наверное, не нравиться прилипать друг к дружке, в буквальном смысле слова.  :)
           Я за совместный сон исключительно с малышом и с папой малыша, а не за вариант, когда папа спит на диване в другой комнате или вообще на кухне. Если большая кровать для вас недоступна - лучше придвиньте детскую кровать к вашей, опустите борт (убедитесь в надежной фиксации кровати, чтобы ребенок не провалился в щель между двумя кроватями). Вы должны быть рядом с мужем - он ваша половинка. Для пары совместный сон не менее важен, чем для малыша. Главное, чтобы мужчина не чувствовал себя отвергнутым, ведь это может вызвать ревность по отношению к ребенку. Помните, что мужчины не менее нежные и ранимые создания, чем женщины. Просто они менее эмоционально это проявляют. Каждый из нас нуждается в любви и ласке, тепле и нежности.
       Сейчас малыш каждое утро радует нас своим пробуждением. Он наш маленький будильник, которых хлопает нас по щекам, рукам, спине, цемает-кусает пока мы не проснемся. Какое же счастье только открыв глаза видеть лучистую улыбку своего ребенка. Вот только следует помнить, что после трех лет ребенку лучше спать отдельно от родителей. Идеальный возраст "отселения" от года до двух - в зависимости от ребенка. К сожалению, я знаю много примеров, когда младенцы спали отдельно от родителей, а когда подросли, в возрасте двух-трех лет, стали просится в постель к родителям. Подсознательно, наверное, детки хотят "наверстать упущенное". Некоторые не просто просятся, а устраивают целые скандалы и истерики. И кому тогда комфортно? Никому.
          Малыша нужно подготовить к перемещению в свою кровать. Конечно, есть дети, которые сами просто уходят от родителей - ощущая себя достаточно взрослыми и независимыми. Позвольте ребенку совершить такой подвиг (об этой технике в воспитании " совершение подвига" я расскажу в отдельном посте). Проведите беседы на тему: почему люди спят в своих кроватках, почему детки спят сами, а мама и папа вместе. Разговоры эти не стоит начинать непосредственно перед сном или укладыванием отдельно - это будет давлением на ребенка. Сделайте это днем, в игровой форме, когда ребенок сыт и в хорошем настроении. Не договаривайте... Не говорите : "Тебе пора спать отдельно" ( для ребенка это прозвучит как "Ты уже не достаточно хорош, что бы спать с нами". Скажите: Рыцари ( или супергерои) спят в своих кроватках сами - что бы не будить родителей, когда нужно спешить на подвиги. Или принцессы спят одни, ведь когда к ним прилетает маленькая фея, она может испугаться взрослых.  Позвольте ребенку самому проявить инициативу, быть как рыцарь или принцесса. Категорически запрещаются страшилки. Дайте ребенку время. У вас впереди вся жизнь - вам не нужно спешить. Похвалите ребенка за его решение спать отдельно. Предложите взять с собою друга ( игрушку, куклу).
             Можно создать традицию совместного сна в один день недели или по праздникам - сделайте это забавным и интересным - вот вы пираты, которые спят на корабле, а теперь вы в пещере,и вы - мишки гризли, а сегодня - грибы-подосиновики. Такие мероприятия можно дополнить вечерним обучающим рассказом ( чтением книг по теме) для всей семьи. Сон переносит на в мир фантазий и сказок, но кто сказал, что чуть-чуть сказки нельзя привнести в реальность? Малышу будет очень интересно!
              Возвращаясь к теме статьи, хочу напомнить, что есть еще и целый ряд научно доказанных полезностей совместного сна, как для мамы, так и для ребенка. Каких? Ожидайте статью в ближайшее время. Хотите прочитать ее одними из первых - подписывайтесь на обновления.
             
             

3 комментария:

  1. А мы вот спим раздельно с самого рождения и все довольны! Изначально кроватка стояла очень близко к нашему дивану и доченька пробуждаясь всегда могла видеть маму рядышком! Если малышке одиноко, я беру ее к нам ненадолго, но потом перекладываю. И нам не приходится жертвовать личной жизнью, и ребенку больше пространства (она у меня очень подвижная во сне). Каждый выбирает, как ему удобно. Я ведь мать и по сей день чувствую каждое шевеление доченьки в своей кроватке.
    Я совсем не против совместного сна, но у меня по этому поводу немного другое мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с тобою, что каждый выбирает, как удобно. Детская кроватка рядом - это тоже очень хорошо. Но никогда я не пойму тех мам, которые "дают ребенку переплакать" в своей комнате, пока ребенок, обессиливший, не уснет,что бы не приучить к родительской постели. Слышу такие рассказы и мурашки по спине... Об этом мой стишок в эпиграфе.

      Удалить
  2. Да, это действительно очень жестоко...

    ОтветитьУдалить

Буду рада Вашим комментариям.